ruarbezh-CNzh-TWenfrdehiiditjakkkoptestruk

путешествия, самостоятельное путешествие, автомобиль, путешествие на автомобиле, Hyundai Creta, Автовелоквадротрип по Грузии и Армении, Грузия, Армения, Бюракан, Гюмри, Наноцминда, Вардзия

БЮРАКАН И ВАРДЗИЯ. АВТОВЕЛОКВАДРОТРИП ПО ГРУЗИИ И АРМЕНИИ

Честно сказать, за время нашей поездки нам уже прилично поднадоели всякие храмы, монастыри и похожие духовные учреждения. Да и вы, наверное, уже устали на них смотреть в каждом отчете. Конечно, можно было сказать так «Ну, что поделаешь, регион такой, Грузия и Армения буквально усыпана старинными храмами и монастырями» и тому подобное, но мы решили подойти к проблеме с другой стороны – просто-напросто ее исключить, чтобы не превращать отчет в рассказ о паломничестве.

Поэтому сегодня мы рвем шаблон, выезжаем из Еревана в северном направлении, отправляемся в селение Бюракан, где хотим посмотреть на бюраканскую астрофизическую обсерваторию, и побывать на самом необычном объекте, доставшемся Армении в наследство от Советского Союза – радиотелескопе РОТ-54.

История наша была бы не полной, если бы мы на подъезде к Бюракану не промахнулись из-за собственной глупости, и не уехали куда-то в сторону горы Агарц. Длиннющий подъем по серпантину и через какое-то время мы понимаем, что еще десять километров назад проехали нужный нам поворот, а обсерваторию проехали еще раньше.

Помните, я вам рассказывал про лучший вид на Арарат? Так вот, с этого самого серпантина открывается шикарный вид на Арарат и всю долину, включая Ереван и окрестности. Приятным бонусом к нашему промаху стало то, что сегодня гора полностью открылась и позволяет нам себя запечатлеть во всей красе. Причем по-настоящему ощутить всю ее прелесть и красоту удалось только на спуске, опять же по извилистому серпантину.

 

РАДИООПТИЧЕСКИЙ ТЕЛЕСКОП РОТ-54.

Ошарашенные местными видами едем в соседний поселок Оргов, чтобы попытаться как-то добраться до телескопа. До последнего момента у нас не было полной уверенности того, что мы сможем попасть на территорию местного НИИ Радиофизики, Агартского научного центра. Кстати в армянском поселке Оргов вы не найдете ни армянских гномов и орков, зато на въезде в НИИ вы упретесь в большой железный забор, собаку и скучающего охранника.

Попросили нас пропустить на территорию, на что получили неутвердительный ответ, звонок начальству и информацию что, может быть через сорок пять минут или больше приедет его начальник, который примет решение впускать нас на территорию или нет. Конечно же, учитывая наш четкий тайм-план на сегодня, ждать кого-то около часа мы не можем, поэтому решили перейти к плану «Б», который втайне от Оксы был мною разработан еще дома, на тот случай если нам откажут во входе.

Радиооптический телескоп построен на горе и к нему так просто не подберешься. Так как в наших смартфонах полный набор бесполезных всяко-разных навигационных программ, практически без особых плутаний, находим обходной путь, ведущий нас по тонким улицам Оргова к месту, откуда можно теоретически попасть к телескопу – это была какая-то одинокая ферма на окраине поселка. Дороги до фермы вы не найдете ни в Гугле ни в Яндексе, и опять векторные карты нас спасли.

Как план «Ц» можно было конечно поехать к монастырю Техер и попытаться оттуда как-то пробраться к телескопу. Думаю именно так все и делают. Но мы же договорились, что монастыри мы более не посещаем и не обсуждаем. Хотя вид на Техер на фоне горы Арарат просто шикарный.

Бросаем машину где-то на окраине Оргова и идем пешком в гору, в надежде, что нам повезет. И нам сегодня везет. На горе мы видим полуразвалившийся каменный забор, когда-то отделявший территорию НИИ от внешнего мира, через который мы как будто бы случайно проникаем на территорию, и по натоптанной тропе направляемся к главному объекту нашей армянской части сегодняшнего маршрута.

И вот мы рядом с этим чудом инженерной мысли, построенным по проекту советского физика Париса Геруни.

Строительство РОТ-54 началось в 1981 году, а закончилось — в 1985-м. Кстати, по аббревиатуре не сложно догадаться, что диаметр конструкции равен 54 метрам. РОТ-54 представляет из себя огромную бетонную  чашу, влитую в склон горы.

В чашу вмурованы железные трубы, на краю труб установлены дюралевые щиты, которыми вымощено главное зеркало телескопа. Щиты образуют гигантское сферическое зеркало в центре которого установлено второе зеркало, стоящее на трех опорах.

Вторичное зеркало, в отличие от главного, имеет подвижную конструкцию. Это позволяет с наибольшей точностью производить нацеливание телескопа в определенную точку неба. Причем телескоп имеет возможность работать одновременно в двух диапазонах, что делает его уникальным и единственным в своем роде.

Сейчас телескоп не работает и находится в состоянии «забытой и не выброшенной вещи», законсервирован и ждет, что когда-то кем-то будет востребован. Хотя в современном мире цифровой электроники, высокоскоростного интернета и высокотехнологичных обсерваторий которые можно при желании даже арендовать, в это слабо верится. Восстановление телескопа требует огромных инвестиций, как в денежном, так и в кадровом выражении.

Рядом с РОТ-54 сохранились руины другого похожего проекта, которому так и не суждено было появиться на свет, ввиду распада Советского Союза. Остатки будущей зеркальной сферы до сих пор висят на металлических фермах и ждут своей участи. Видимо и не дождутся.

РОТ-54 стал историческим артефактом тех времен, когда страна была больше, люди добрее, а я делал первые шаги под стол и даже не представлял себе, что нас окружает столько всего интересного. Сложный и огромный проект в настоящее время пылится на полках общей неразберихи и неопределенности и единственное его предназначение на данный момент – радовать туристов, таких же, как я, становясь объектом сэлфи на фоне довольных лиц. Невероятно грустная судьба сооружения потрясающего воображение своими размерами и возможностями.  

 

ЦТЕСУТЮН АРМЕНИЯ.

Примерно через два часа мы уже где-то на подъезде к Гюмри, где расположена российская военная база. Базы мы так и не увидели, но зато хорошо прочувствовали ужасную дорогу на северном выезде из города и огромное количество автосервисов всех мастей.

Видимо такое количество автосервисов необходимо как-то поддерживать, а лучшая поддержка сервису – армянский ямочный ремонт, с тысячей дыр в дорожном полотне.

Кстати от Еревана до Гюмри местами строят отличную дорогу, хотя существующая и так в нормальном состоянии.

Про Гюмри рассказывать особо нечего, кроме того, что в местных магазинах не продается вкуснейший лимонад НОЙ, который также как и грузинские Натахтари и Казбеги, отлично утолял нашу жажду. Возможно, в Армении есть и другие виды вкуснейших лимонадов, но нам запомнился именно этот, и перед границей, к сожалению, приобрести его не получилось. А жаль, хотелось привезти его домой, и распить у себя на веранде.

Ближе к армяно-грузинской границе как это и положено, дорога начала стремительно ухудшаться. На подъезде к КПП Барва дорога окончательно превратилась в грунтовку, усыпанную ямами и выбоинами. Удивительная вещь: кто-то из местных сделал забор для своего участка из кузовов разбитых автомобилей. И ведь нужно было додуматься до такого.

Только на выезде из Армении мне в голову пришла мысль, что возможно в Армении плохо развита вторичная переработка железа, поэтому сдавать металлолом попросту некуда или дорого. Это только предположение, так как найти в интернете информацию по этому вопросу мне не удалось, а у местных мы почему-то не спросили.

КПП Барва – Здановакани очень сильно отличается от КПП Баграташен – Садахло. Переход расположен в полупустыне и представляет собой с армянской стороны будку, где сидят пограничники, шлагбаум из металлической трубы и покосившийся туалет одиноко стоящий где-то ближе к грузинской стороне. Остальная пограничная инфраструктура тут вообще практически отсутствует, а все проверки носят чисто условный характер, для галочки. Я даже багажник  и бокс не открывал, а пограничники на слово верят, что я хороший парень из России.

Грузинская часть тоже не блещет сервисом и заботой о безопасности. Новый пункт досмотра еще только отстраивается, а старый чуть лучше армянского. На грузинской стороне также без проблем все проезжается, осмотр легкий и оперативный, пограничник хмурый, но спокойный. Единственный непонятный момент, это когда немного плутаешь по стройке в стерильной зоне. Хоть бы указатели какие-то повесили что ли.

 

ДВОЙНАЯ ГАМАРДЖОБА ГРУЗИЯ!

Это снова мы. На подъезде к деревеньке Наноцминда видим вот такую интересную картину – аисты гнездятся прямо на столбах в центре населенного пункта. Видимо не зря когда-то появилось выражение, что детей аисты приносят. Теперь я даже знаю, куда они их приносят, и еще сильнее уважаю труд грузинских электриков-акушеров.

От Наноцминды дорога более менее проезжабельная, но особо тут тоже не разгонишься – вся усыпана мелкими дырами, и периодически срезан верхний слой асфальта.

А вот еще один удивительный кадр, который до сих пор поражает мое сознание. Неужели в грузии знаки "прямо" закончились?

Где-то на полпути проезжаем разрушенную железную дорогу. Вид ее действительно трогает до глубины души.

Казалось бы, для любого государства железная дорога должна являться стратегически важным элементом, позволяющим в мирное время обеспечивать грузоперевозки внутри страны или доставку транзитных грузов, а в военное является неотъемлемой частью снабжения армии и перевозки войск и техники. Но судя по всему, грузины когда-то упустили этот момент, а когда опомнились, стало проще построить новую железную дорогу рядом с разрушенной.

Проезжая селение Акалхари краем глаза замечаем мост через реку Паравани. Я бы про этот мост вообще не писал, если бы он в прошлом не был настоящим железнодорожным вагоном. Так как в момент проезда сего чуда нас сзади на узкой дороге поджимал какой-то упертый грузовик фото моста сделать мы не успели, поэтому следующее фото не мое:

Еще немного и мы в Вардзии, на подъезде к которой правым колесом влетаем в большущую яму. На вид все обошлось, колесо осталось круглым, руль вроде-бы тоже жив и исправен, Хундайка вроде бы жива. Так как визуально и тактильно проблем вроде бы не ощущается, едем дальше, а дома по приезду на ТО поглядим что да как. Кстати, напротив ямы расположилась вот такая крепость:

Съехав с трассы, нам осталось преодолеть еще где-то около 15 километров пути, но этот путь мы проводим в компании испанского путешественника Пабло – Павел по-нашему, которого мы подбираем по пути. Пабло уже полтора месяца путешествует по Грузии, Армении и Нагорному Карабаху пешком или автостопом, и, как и мы, в восторге от здешних красот, еды и вина. Цели у него особой нет, времени целый вагон, если бы мы не остановились, то по его словам он просто пошел бы пешком и примерно за три часа дошел бы до Вардзии. Получается, мы сэкономили парню два часа и сорок минут, причем через пару часов уже стемнеет.

 

ВАРДЗИЯ.

Попрощавшись с Пабло, мы отправились на осмотр главной достопримечательности, благо сегодня грузинские охранники позволили нам войти на территорию практически уже после ее официального закрытия. Какие молодцы эти охранники, такие же молодцы как и крымские в Чуфут-Кале, там история с входом была один в один.

Вардзия – это огромный пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков, расположен в долине реки Кура (помните, я вам про Куру рассказывал в части про Мцхету), примерно в 60 км к югу-востоку от города Ахалцихе, вблизи одноименного села.

Размеры комплекса действительно потрясают – около 900 метров в ширину и в высоту почти с девятиэтажный дом.

В стене горы высечено около 600 различных помещений уходящих вглубь до 50 метров: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, и т.п.

В какой-то момент мне показалось, что Окса выбирает нам новую квартиру и уже звонит риэлтору, но ее счастье длилось не долго, так как древнегрузинская царица Тамара, где-то 900 лет назад, уже облюбовала самые лучшие апартаменты Вардзии, не оставив нам выбора.

Бродя по бесконечному количеству комнат высеченных в скале, мы забрели в какой-то потайной ход, ведущий в помещения на 3-4 этажа выше, чем мы находимся. Сгорбившись, я еле пролез по этим узким коридорам. Все-таки рост в 190 сантиметров имеет не только положительные, но и отрицательные свойства.

 

 

На территории комплекса действует монастырь, где проводятся службы и все сопутствующие мероприятия. Но так как уже темнело, а мы с Оксой скакали по комплексу как беременная курица на игре «Форт-боярд», монастырь нами как-то нечаянно, или специально был пропущен.

Спустились вниз уже по темноте, благодаря чему, уже по отъезду нам удалось сделать несколько ночных фотографий этого необычного места. Снимал с большого расстояния на длинной выдержке, из автомобиля, под постоянными налетами комаров – это я так хвалюсь своим геройством.

На обратном пути с нами приключилась интересная встреча с… м-м-м… с волком стремительно перебегающем дорогу. Вот мы ахнули от неожиданности. Я даже обрадовался за Пабло, которого ранее мы подобрали по дороге сюда. Если бы не подобрали, и Пабло пошел бы до Вардзии пешком, как и хотел, у него, возможно, был бы шанс познакомиться с волком не из салона автомобиля, а вживую. А это могли бы быть те еще приключения. Но сначала он бы познакомился с огромным хорькоподобным животным, также перебежавшим наш путь (не разглядели), и возможно хорек бы опередил волка, и сожрал бы нашего испанского друга раньше.

Еще примерно час дороги и мы в Ахалцихе, селимся в первый попавшийся отель, чтобы в остатки ночного времени выспаться перед новой порцией приключений. В планах посещение крепости Рабат и переезд в Батуми по горной дороге, которая, надеюсь, уже открылась после зимы.

 

АВТОВЕЛОКВАДРОТРИП ПО ГРУЗИИ И АРМЕНИИ:

  1. Подготовка к путешествию по Грузии и Армении
  2. 2100 километров до границы
  3. Верхний Ларс и Степанцминда
  4. Гудаури, Ананури и Жинвальское водохранилище
  5. Мцхета
  6. Тбилиси
  7. Алазанская долина и Сигнахи
  8. Давид-Гареджа
  9. Севан и Ереван
  10. Араратская равнина, Гарни и Гегард
  11. Бюракан и Вардзия
  12. Ахалцихе и перевал Годердзи
  13. Батуми и дорога домой
  14. Технический отчет о путешествии по Грузии и Армении

 

СЛУЧАЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ДАВИД-ГАРЕДЖА. АВТОВЕЛОКВАДРОТРИП ПО ГРУЗИИ И АРМЕНИИ

ДАВИД-ГАРЕДЖА. АВТОВЕЛОКВАДРОТРИП ПО ГРУЗИИ И АРМЕНИИ

ГУДАУРИ, АНАНУРИ И ЖИНВАЛЬСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ. АВКТ* ПО ГРУЗИИ И АРМЕНИИ

ГУДАУРИ, АНАНУРИ И ЖИНВАЛЬСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ. АВКТ* ПО ГРУЗИИ И АРМЕНИИ

ЧЕГЕТ - 2006. ДВЕ НЕДЕЛИ БЕСПРОБУДНОГО КАТАНИЯ

ЧЕГЕТ - 2006. ДВЕ НЕДЕЛИ БЕСПРОБУДНОГО КАТАНИЯ

КАЙТИНГ НА ЭЛЬБРУСЕ?

КАЙТИНГ НА ЭЛЬБРУСЕ?

БАТУМИ И ДОРОГА ДОМОЙ. АВТОВЕЛОКВАДРОТРИП ПО ГРУЗИИ И АРМЕНИИ

БАТУМИ И ДОРОГА ДОМОЙ. АВТОВЕЛОКВАДРОТРИП ПО ГРУЗИИ И АРМЕНИИ

БирюковОлег.Ру © 2004-2017 | Копирование материалов с сайта ограничено.