• БЛОГ
  • КИТАЙСКИЙ МЕГАТРИП. ЧАСТЬ - 5. ДОМОЙ.

путешествия, самостоятельное путешествие, отчет, автомобиль, путешествие на автомобиле, Hyundai Creta, бортовой журнал, Автовелоквадротрип по Грузии и Армении, Грузия, Азербайджан, Давид-Гареджа, Давид-Гареджа

ДАВИД-ГАРЕДЖА. АВТОВЕЛОКВАДРОТРИП ПО ГРУЗИИ И АРМЕНИИ

Особо не задерживаясь в Сигнахи мы двинули дальше, на юг в сторону грузино-азербайджанской границы. Раз уж мы оказались в этой части страны, то стоит посетить еще одно интересное место на туристической карте Грузии – Давид-Гареджийский комплекс пещерных монастырей, расположившийся буквально на стыке двух бывших республик Советского Союза.

ДОРОГА В ДАВИД-ГАРЕДЖА ИЗ СИГНАХИ.

Дорога из Сигнахи в Давид-Гареджа – это что-то удивительное. Если вчера в Алазанскую долину мы ехали преимущественно по горным дорогам, а склоны гор в основной части были покрыты растительностью, то здешний рельеф и наполнение кардинально отличается от вчерашних. Начиная от деревеньки Сагареджо, рельеф начинает приобретать степной характер. Еще проезжаем несколько деревень, и я уже с трудом могу взглядом отыскать растительность выше одного метра.

Склоны больше похожи на альпийские луга, правда с перепадом высот тут бедновато, впрочем как и с деревьями. Еще через пару десятков километров, асфальтовая дорога медленно превращается в грунтовку, на которой неизбежно начинается проверка ездовых качеств нашего автомобиля.

В какой-то момент сворачиваем с трассы. Нет уже сил терпеть, вокруг красота, штиль, пара озер на горизонте.

Самое время, чтобы опробовать квадрокоптер – что-то я его даже не доставал все эти дни, запылился наверное совсем в ящике.

Стоит отметить, что я пока неопытный пилот. Буквально, за пару недель до выезда я за недорого обзавелся этим чудом, причем купил не новый, без возможности управления с мобильных устройств, с четкой уверенностью, что рано или поздно я его грохну об какую-нибудь скалу или дерево.

Съемку с воздуха в данной версии коптера осуществляю на экшн-камеру Xiaomi Yi, но так как не имею возможности видеть объект съемки, в основном пока снимаю фото вслепую.

Хотя это не мешает мне сегодня гоняться за русским кроссовером с двумя веселыми, но совершенно не говорящими по-русски грузинами.

Забегая вперед, скажу, что это единственные грузины за всю поездку, которые по-русски не знали ничегошеньки, даже слова «привет». Естественно я был жутко удивлен этим событием. Хотя может у них при виде квадрокоптера потерялся дар речи? Кто знает…

Проехав еще с десяток километров, уперлись в деревушку со сладостным названием Удабно, где нам на пути попался единственный в здешней округе гест-хаус «Гареджи», и видимо в нем местные путешественники и любители аутентичного отдыха, могут пожить, провести время и хорошенько потусить по-деревенски. Ну не знаю конечно на сколько удобно путешественникам жить в Удабно, но определенную порцию местного колорита и приключений думаю тут можно словить.

Еще немного и мы в Давид-Гареджа. Бегло изучая маршрут накануне, наткнулся на статью одной путешественницы, где было написано, что на подъезде к монастырю есть какая-то военная база, и ее территория обозначена знаками FIRE ZONE. Данный момент меня насторожил, т.к. понимая как должна охраняться приграничная территория, почему-то в голове возникли фантазии и ассоциации с закрытой территорией, или буферной зоной. По идее это нормальная практика, но откуда бы ей взяться между Грузией и Азербайджаном?

В статейке еще было что-то про мины и окопы, но явно она была не полной. В ней не хватало больших монстроподобных червяков из моей головы, а также ковбоев и пришельцев из головы Оксы. Поэтому, чтобы все сложить в одну большую упорядоченную кучу, мы обязаны найти эту зону огня, и всем о ней рассказать.

А пока мы беспроблемно подъезжаем к Давид-Гареджийскому монастырскому комплексу. Правда вдоль границы дорога совсем испортилась. Видимо это у грузин фетиш такой – сломать дорогу до того как ее сломал кто-то другой. Никаких военных, колючих проволок, заграждений и т.п. не замечено.

ДАВИД-ГАРЕДЖИЙСКИЙ МОНАСТЫРСКИЙ КОМПЛЕКС.

Давид-Гареджа, это комплекс пещерных монастырей VI века, расположенный на грузинско-азербайджанской границе. Так как комплекс состоит из пары десятков монастырей высеченных в скалах, по обе стороны горы Удабно, по сути, он разделен на две части государственной границей двух государств, которая проходит по вершине горы.

Главным монастырем здесь считается лавра святого Давида, которая находится на грузинской территории, то есть на северном склоне горы. В основном на всех фотографиях туристы запечатлевают именно ее, а остальным не менее интересным местам уделяется значительно меньшее внимание.

Ну значит для начала прогуляемся по лавре, тем более тут отличная обстановка, и все очень фотогенично. Главную достопримечательность можно визуально разделить на три части: пещерная часть выдолбленная в скале, рукотворные здания пристроенные или встроенные в пещерную часть и небольшой сад, где можно посидеть, подумать или отдохнуть от дел насущных.

Примечательно, что крышей пещерной части является большая известняковая скала, напоминающая современные постройки в стиле шале, будто так и задумано древними архитекторами. В крыше есть отверстия и желоба, в которые собирается дождевая вода, и далее по желобу стекает вниз – эдакий древний грузинский водоканал - ДРЕВГРУЗВОДОКАНАЛ.

В общем тут нам очень понравилась, спокойное место, где можно сделать интересные фотографии, познакомиться с бытом древних священнослужителей, узнать историю, и создать представление о том, как местные люди жили в древности.

Кроме того, как я уже писал ранее, совсем недалеко от храма, располагается граница Грузии и Азербайджана. Место кстати это еще со времен распада СССР является предметом территориального спора между странами, поэтому границу на вершине горы охраняются погранслужбами сторон совместно. Вот туда-то мы и отправились по наторенной дорожке, благо подъем не сложный, и на обход всего наверху у неподготовленного человека займет не больше часа.

По пути наверх можно сделать интересные фотки, кстати, рельеф вдали очень необычный. Чем-то напомнил мне филиппинские шоколадные холмы, но тут холмы не шоколадные, а красно-зелено-коричневые, а если поработать с кадром в фоторедакторе, то можно сделать очень красивые, яркие и необычные фотографии.

На вершине горы Удабна вас ждут остатки древних строений, шикарный вид одновременно на Грузию и Азербайджан, и бонус – беспрепятственный проход на азербайджанскую территорию, на осмотр храма, находящегося на южной стороне.

Проход осуществляется под надзором азербайджанских пограничников, которые попросили их не фотографировать, а вот грузинских я все-таки запечатлел.

Кстати азербайджанские пограничники вполне общительны и улыбчивы, один даже когда-то учился в Новосибирске, был на южном Урале, хорошо говорит по-русски и оказался вполне интересным собеседником.

Стоит отметить, что гора буквально кишит змеями и ящерицами. Пока бродили по этим местам видели штук 10 змей и штук 5 ящериц – получается змей больше чем ящериц. Как сказали погранцы, змеи безобилные, сразу пытаются убежать и не ядовитые. Вообще в этом районе всего 2 вида ядовитых змей – это гюрза и гадюка. Ни ту ни другую мы не видели, ну и встречаться с ними нам как-то совсем не хочется, так как после встречи, например, с той же гюрзой, шансов выжить у тебя очень не много.

Зато ящериц можно фотографировать, не боясь за свою жизнь, так как ядовитые ящерицы бывают только в Северной Америке и Мексике.

По дороге вниз была замечена сухопутная черепаха. Удивительно, первый раз в жизни видим черепаху вне моря. Окса даже хотела ее в серьез забрать домой, но я был против, так как боялся получить проблемы на границе – флору и фауну вывозить и ввозить из страны нельзя, или если можно, то нужно собирать кучу различных документов, которые на черепаху нам вряд ли сделает местный священник.

История про Давид-Гареджа была бы совершенно не полной, если бы мы забыли про интересный момент случившийся в районе монастыря. Чуть раньше вы уже наблюдали фотографии, сделанные с квадрокоптера, но вы даже и представить себе не можете, какой ценой были добыты эти фото.

С самого начала ничего не предвещало беды: стандартный полет в районе монастыря, удаление коптера от меня 200-300 метров, пятиминутный фотосет, а потом немного видео. Все работало в штатном режиме, пока я не приблизился к «крыше» Гавид-Гареджийского пещерного комплекса, над которой мой коптер потерял управление, и направился в Китай. Я не шучу. Ранее я когда-то писал, что у авиамоделистов есть такое поверие: рано или поздно твой квадрокоптер должен включить режим RTC – Ready to China, и видимо именно сегодня этот долгожданный день. Легким движением беспилотник теряет управление, и отправляется в сторону азербайджанской границы, а за ней и до Китая недалеко. Так бы и улетел, но на его пути оказалась та самая скальная  «крыша» лавры. Смотрите сами как все было:

Мне повезло, коптер влетел не в скалу а чуть выше, в густую растительность, но чтобы его достать, нужно еще раз тут все обойти, и желательно его найти до темноты. Тем более что GPS маячка на дроне не стоит, значит, будем его искать по старинке – основываясь на визуальной памяти, если конечно она у меня вообще есть.

Он жив! (кстати на заднем фоне место откуда я пилотировал коптер)

Время шло к закату, куда-то двигаться дальше смысла не было, тем более погода отличная, и сегодняшний день как никогда подходит к ночевке в палатке. Правда с самого начала я считал данную идею утопической, так как ночевка вблизи государственной границы по идее должна быть невозможна для путешественника по определению, ввиду режимной зоны. Но мы решили попробовать, разбив свой лагерь где-то в стороне от дороги, под пристальными взглядами пограничников.

Грузинских пограничников долго ждать не пришлось, появились они четко в то время, когда у нас закипел чай (не грузинский). Поговорив о том и о сем, нам позволили переночевать, предупредив, что любая фотосъемка в сторону границы запрещена, особенно утром, когда у азербайджанских пограничников будет пересменка. Также запрещен переход дороги, по которой мы ездили утром, так как есть шанс попасть в неприятную историю. В остальном все нормально, и мы можем спокойно переночевать, не опасаясь за себя и за свое настоящее.

Вечером тут тихо как никогда, никого нет, штиль, вдали огоньки, издалека только слышаны вопли пасущихся на горизонте баранов. Змей вечером замечено не было. Ночью тут тоже тихо, но тут в идиллию периодически вгрызается гул квадроциклов, на которых грузинские пограничники патрулируют территорию вдоль границы. Этими самыми пограничниками где-то в полночь мы и были разбужены. Все как в голливудских фильмах про захват нелегалов: солдаты, автоматы, прожектор в лицо, вопрос на лицах. Но дальше все культурно и непринужденно. Учитывая, что на тот момент мы уже познакомились с грузинскими пограничниками, первый мой вопрос им был к ним: Вы с какой стороны, грузинской или азербайджанской? Те ответили, что с грузинской. Я им объяснил цель нашего пребывания, рассказал про спящую жену в палатке, и что уже имел возможность познакомиться с их коллегами ранее. Далее парни поехали своей дорогой, а мы спокойно проспали до утра (возможно под присмотром азербайджанских снайперов).

Утром наше пребывание здесь уже особо никого не интересовало, солдаты просто проехали мимо в сторону монастыря. Мы тоже особо не задерживались. Собрав свои манатки, двинулись в сторону Рустави, а по пути все-таки отыскали эту FIRE ZONE в районе военной базы – это было обычное стрельбище, где местные военные отрабатывали свои умения. Ничего необычного, главное не совать туда свой нос, и все будет в порядке. Ну, честно говоря, нужно быть наивным идиотом, чтобы гулять по действующему стрельбищу не являясь военным.

ЧЕРЕЗ РУСТАВИ К ГРУЗИНО-АРМЯНСКОЙ ГРАНИЦЕ.

От Давид-Гареджа до Рустави примерно половина пути – гравийка, вторая половина, дырявый асфальт, который похоже не обновляли со времен распада СССР. По пути пейзаж снова поменялся, а ближе к Рустави небо затянуло дымом из трубы какого-то местного предприятия.

Когда-то Рустави был индустриальным центром Грузии, здесь располагалось большое количество производств, но после распада СССР руставийские предприятия, сильно интегрированные в экономику союзного государства быстро зачахли. Буквально каждый третий рабочий был выброшен на улицу, экономика городка пришла в упадок, появилась преступность. Сейчас пригороды Рустави мне больше напоминают пост апокалипсис. Дома брошены, стройки не достроены, заводы разворованы и полуразрушены. В самом городе все стандартно, и жизнь как-то удалось сохранить, но общее впечатление от этого места осталось какое-то трагическое.

Проехав Рустави, по автобану направляемся в сторону Тбилиси, чтобы затем развернуться в сторону грузино-армянской границы, и перейти в следующую фазу нашего закавказского путешествия: побывать в Армении. Говорят там очень красиво, а коньяк течет в домах прямо из крана вместо воды.

АВТОВЕЛОКВАДРОТРИП ПО ГРУЗИИ И АРМЕНИИ:

14. Технический отчет о путешествии по Грузии и Армении

СЛУЧАЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ЧЕ - 2010. [ФОТООТЧЕТ].

ВЕРХНИЙ ЛАРС И СТЕПАНЦМИНДА. АВТОВЕЛОКВАДРОТРИП ПО ГРУЗИИ И АРМЕНИИ.

МЕГАТРИП ПО ИНДИИ. ЧАСТЬ 3. ПО СЕВЕРНОМУ ГОА - 2

ПРОБЕГ 7500. ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ.

ГОТОВИМ ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ В САМОЛЕТЕ

БирюковОлег.Ру © 2004-2017 | Копирование материалов с сайта ограничено.