• БЛОГ
  • КРЫМ 2.0 - ОТ СЕВАСТОПОЛЯ ДО ЯЛТЫ

путешествия, самостоятельное путешествие, отчет, автомобиль, путешествие на автомобиле, Hyundai Creta, Автовелоквадротрип по Грузии и Армении, Армения, Баграташен, Севан, Ереван

СЕВАН И ЕРЕВАН. АВТОВЕЛОКВАДРОТРИП ПО ГРУЗИИ И АРМЕНИИ

Сегодня предстоит проехать немалое расстояние – 332 километра, их которых по Грузии от Давид-Гареджа до пограничного перехода Садахло-Баграташен мы уже проехали 120 км. Значит впереди еще 212 километров до Еревана.

Пересечение грузино-армянской границы прошло без рентгеновского сканирования нашего автомобиля. Все как-то непринужденно и просто, совершенно никаких препятствий кроме одного – на автомобиле въезд в Армению платный. Точнее вы заплатите не за сам въезд, а за ввоз автомобиля, так называемый экологический или дорожный сбор в размере 14 000 армянских драм (AMD), это где-то 1 750 наших рублей. Пока оформляли страховку познакомились с мотоциклистом из Белоруссии, который ехал сюда из Азербайджана, но так как у Азербайджана и Армении нет работающих КПП, ему пришлось сделать крюк через Грузию.

Еще при въезде необходимо оформить страховку (аналог ОСАГО в России). Минимальный 14-дневный тариф для нашего Hyundai Creta составляет 850 рублей, причем я расплатился российскими рублями. Итого, въехать в дружественную Армению стоило нам 2 600 рублей. Вот такая дорогая дружба.

Ну да ладно, мы же только за, тем более нам обещают чистый воздух и хорошие дороги. Кстати на КПП между странами дороги привычно ужасные и никому не нужные. Зато с обеих сторон пограничники все добрые и русифицированные.

 

ДОРОГА АХТАНАК – НОЕМБЕРЯН – ИДЖЕВАН – ДИЛИЖАН – СЕВАН.

После границы затариваемся няштяками в первом попавшемся магазине, попутно привыкая к новой валюте и новыем умножениям в голове и по совету местных (дорога лучше), движемся по маршруту Ахтанак – Бердаван – Ноемберян в сторону Иджевана и озера Севан. Дорога через Ноемберян хранит в себе много интересных и печальных историй. Печальных, потому, что почти тридцать лет назад здесь проходили реальные боевые действия между Арменией и Азербайджаном на фоне вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе.

Поэтому на спуске с горы, подъезде к селу Воскепар, вы увидите брошенные дома и постройки, которые по чьей-то воле оказались на линии соприкосновения. Даже спустя три десятка лет ничего не изменилось, люди в этих домах не живут. Церковь, которая ранее фигурировала в одном из сражений, казалось бы, братских республик, также представляет собой декорацию, оставленную когда-то потомкам людьми, которые ушли из этих мест.

А места, которые мы сегодня проезжаем действительно поражают воображение своей красотой. Я уже честно сбился со счета того, сколько раз мы подмечали меняющийся пейзаж и перед нами поднимались новые виды горного рельефа. Вроде-бы каких-то 30 километров по прямой дороге от Давид-Гареджи, но тут все по-другому – это уже не те горы, которые мы видели раньше.

Кстати о дорогах. Армяне не обманули, этой дорогой действительно ехать интересно, а качество ее покрытия вполне приемлемо. Привада иногда встречается армянский стиль ремонта асфальтового полотна, так называемый точечный ремонт, который так любит уфимский мэр. Ого, теперь я знаю, у кого уфимская мэрия приобрела данную технологию.

Только армяне пошли еще дальше: в каждом месте, где появилась яма или выбоина, они бурят дыру, не пропуская ни одну трещинку. Но так как их на дороге видимо-невидимо, полотно превращается в настоящий армянский дуршлаг, где вы легко можете засадить колесо. Поэтому на въезде в города и села нужно быть готовым быстро отреагировать на внезапно появившийся из неоткуда армянский дуршлаг и на всякий случай сбавить скорость. Эх, грузины делать такие дырки точно не умеют.

Проезжая один за другим армянские населенные пункты, особенно близ границы с Азербайджаном мы неизбежно констатируем, что в целом тут чувствуется какая-то отсталость от соседней Грузии. Это выражается в качестве дорог (в Грузии они бесспорно лучше), в том, как выглядят дома и улицы, и в целом как выглядит вся городская инфраструктура. Данная часть страны мне напомнила послевоенную Абхазию, с дырками от пуль в дорожных знаках и парламентом, где у здания отсутствовало остекление (кстати, там до сих пор не вставили окна).

Рядом с Иджеваном остановились и сделали такой вот кадр, с полуразрушенным колесом обозрения. Я думаю, это фото особенно не нуждается в комментариях и говорит само за себя о состоянии экономики в отдаленных от Еревана городах и селах.

Ближе к Дилижану, точнее от дилижанского тоннеля дорога превратилась в хайвэй с отличным асфальтовым покрытием. Поэтому до монастыря Севанованк, который расположен на горе близ озера Севан, долетели буквально за несколько минут, успев до темноты на его осмотр. Честно говоря, я так и не понял, проводятся ли службы в этом храме или нет, т.к. на момент нашего посещения основная часть монастыря была закрыта.

На улице сгущались тучи, и видимо планам ночевки на берегу озера Севан также не суждено сбыться. К тому же на момент посещения этого места, температура воздуха была примерно 6-10 градусом, а так как мы какие-то нежные туристы в последнее время, ночевать на улице в такую холодрыгу что-то нам совсем не захотелось.

Совсем кратко осмотрели окрестности, сделали несколько банальных снимков, купили на рынке пару магнитиков и едем дальше, в Ереван – столицу солнечной (надеюсь) Армении. Кстати, вспомнили-таки про магнитики. Магнитики – это единственные сувениры, которые мы с удовольствием тащим домой из путешествий, т.к. остальной бесполезный хлам нам как-то уже не интересен. Поначалу везли все подряд, но потом поняли, что всевозможная аутентичная утварь или одежда совсем не вяжется с домашним уютом. Поэтому основной акцент при выборе сувенира домой делается на магниты и алкоголь.

От Севана до Еревана, кстати, отличная дорога, которую мы преодолели примерно за час с копейками.

 

ЕРЕВАН.

В Ереван я ехал с небольшой опаской. Буквально за две недели до нашей поездки мой коллега с работы съездил сюда с семьей, и по его рассказам у меня сложилось впечатление, что тут все тухло, и вряд ли нам понравится. С другой стороны он летал в Ереван на самолете, перемещался по местным достопримечательностям на такси, и был лишен элементарных прелестей свободного передвижения по стране на собственном автомобиле.

А это, кстати, многое значит, так как только в автомобиле ты можешь смотреть на мир в чистом виде, без оглядки на других туристов (сразу вспоминаю чартерный рейс в Египет, или какую-нибудь автобусную экскурсию в Турции) и без отвлечений на местных жителей или помогал (ох уж эти шумные китайцы или приставучие индусы в Хампи). Тут ты в своей собственной скорлупе, на безопасном расстоянии от внешних факторов, в собственной зоне комфорта, мобильный и независимый.

Ну и люди сами по себе могут быть разные, кому-то в путешествии важна история, кому-то фотографии, кому-то вкусная еда, а кто-то отдает предпочтение чистой постели и высокому уровню сервиса, ну и чтобы пляж был и море теплое. М-да, вот с пляжем и морем мы сегодня как-то промахнулись, нестыковка какая-то, далековато от Еревана до моря.

На мой взгляд, самый лучший способ узнать город поближе – проехаться по нему на велосипедах. Поэтому следующий день пребывания в Ереване мы посветили велопрогулке.

У нас не было какой-то особой цели охватить все неохваченное, или объять все необъятное.

Мы же не пишем путеводитель «100 лучших мест Еревана», поэтому можно позволить себе прогулку в любом удобном или спонтанном направлении. Изредка корректируя маршрут, нам на удивление, за короткий промежуток времени удалось объехать всю центральную часть города, посетить главные достопримечательности, и даже забрести в музей.

Я наверное тысячу лет не был в музеях. Для меня всегда музеи были каким-то скучным, сонным царством. А тут Окса мне говорит: «Олег, а пойдем-ка, я тебя в музей свожу – просвещу. Давненько ты не был в музее!».

 

МУЗЕЙ АРАРАТ.

Сразу признаюсь, согласился я на посещение музея «Арарат» не раздумывая.

Правда в карманах у нас было всего 10 000 местных драм – это совсем не много по местным меркам, но вполне хватит на вкусный ужин в ресторане.

Так как наша велопрогулка не предполагала серьезных трат, а банковскую карточку я забыл в гостинице, этих средств по планам нам должно было хватить на весь день. Но не тут то было.

Экскурсия в музей Арарат на двоих, с дегустацией трехлетнего и десятилетнего коньяка «Ахтамар» стоит 9 000 драм, и занимает примерно час.

Если дегустировать десятилетний «Ахтамар», двадцатилетний «Наири», и коллекционный «Двин», то стоимость составит уже 30 000 драм на двоих. Ну есть, что есть. Берем дешевую дегустацию, а дорогие коньяки оставим на особый случай (завтра купим их домой и хорошенько продегустируем их на домашней территории).

Основную часть экскурсии, занимает прогулка между бочек с коньяком и рассказ о том как, где, когда его добывают, перерабатывают, разливают, выдерживают и так далее.

В принципе все стандартно освещается. Что тут, на заводе Арарат, что на крымском заводе Массандра, технология подачи информации примерно одна и та же.

 

Не малую роль в рассказе играют исторические персонажи, когда-то создавшие данное производство, эволюционировавшее через советскую эпоху в современный коньячный завод.

Все это пересказывать нет смысла, так как мы же не на экскурсии за 9 000 драм, да и в интернете легко все найти за пару мегабайт трафика. В целом все интересно и познавательно. С удовольствием бы остался в этом зале на ночевку, прихватив с собой дрель, воронку и пару коньячных фужеров с шоколадкой.

Кстати, после развала Советского Союза, тогдашний Ереванский Коньячный Завод вошел в состав крупнейшей в мире алкогольной компании, производящей знакомые всем алкогольные напитки, которыми завалены современные Duty free в любом аэропорту мира.

 

Главным действием поле экскурсии, как и положено, является дегустация этих самых коньяков, благородно произведенных и разлитых на местном производстве. Кстати разливается Арарат только на этом заводе, и нигде больше.

Кстати очень понравилась карта дистрибьюции. 

 

О ЕРЕВАНЕ.

Нам тут очень понравилось, даже обращая внимание на не совсем положительные отзывы коллег. Город чем-то напоминает Черникову, с широкими улицами, старыми домами, отстроенными еще при СССР, причем основная часть домов отделана камнем с красным оттенком. Это такая местная особенность, основной камень добываемый на каменоломнях, имеет красный оттенок, поэтому и говорят про Ереван, что это красный город.

Полицейские в Ереване какие-то буйные. Нам повезло, нас ни разу не остановили, но при нас несколько раз тормозили народ, причем жестко, буквально выдергивая машины из потока, либо с мигалками прижимали их к обочине. Причем видимых признаков нарушений со стороны водителей я в тот момент не замечал.

Люди в Ереване добрые и общительные, неплохо говорят по-русски. Несколько раз довелось пообщаться с местными жителями, один раз даже в супермаркете, выбирая клубнику на ужин, завели длиннющий разговор с каким-то веселым мужичком.

Единственный косяк, который с нами произошел в Ереване – мы так и не сходили в казино. Когда въезжаешь в город, на твоем пути встречается с десяток красочных зданий, где можно проиграть все деньги которые заработал, или те, которые еще только планируешь заработать на родине. Ни я ни Окса в казино ни разу не были, и спустить там с десяток тысяч драм нам очень хотелось, но что-то мы забыли туда съездить.

Кстати в Ереване есть чуть ли ни единственная на всю Армению мечеть, и мы ее нашли. Не являясь мусульманином, но живя в столице Республики Башкортостан, я привык к постоянному соседству церкви и мечети. Мне даже как-то непривычно приезжать в русские города, и видеть там в основном только церкви, хотя население этих самых городов, может быть наполовину татарское (Казань не в счет).

Например, у нас в городе буквально конкуренция какая-то между христианами и мусульманами, как между кока-колой и пепси-колой. Если где-то построили церковь, то недалеко тут же отстраивают мечеть, а если вдруг мечеть высокую построили, значит, крест у церкви должен быть точно выше. Да, и куполов побольше. И минаретов, минаретов нужно много – два мало, давайте как минимум четыре. В принципе это хорошо, это правильно, это красиво. А тут как-то совсем по-другому. В силу исторических предпосылок и определенных событий, происходящих в здешних местах на протяжении многих сотен лет, периодически завоёванная то турками, то русскими, Армения в своей современной истории находится как-бы на стыке христианства и мусульманства, но как-то абстрагировавшись от последних. Поэтому прогуливаясь по городу, вы с трудом сможете отыскать Голубую мечеть, находящуюся как-бы во дворе, между пятиэтажками.

Отдаляясь от темы храмов и мечетей, хочется спуститься до низших людских потребностей, и с уверенностью сказать «Еще в Ереване вкусная еда!». В городе есть несколько культовых сетевых ресторанов армянской кухни, где за приемлемые 15 000 драм можно очень вкусно отужинать. Домашнее или местное вино придется кстати сытному ужину, а аутентичная атмосфера поможет расслабиться и отдохнуть перед следующим этапом нашего путешествия.

А следующий этап будет не менее интересный, потому что мы поедем в сторону Турецкой границы, чтобы посетить культовую армянскую достопримечательность – монастырь Хор Вирап, откуда открывается, наверное, один из лучших видов на гору Арарат. Ну, во всяком случае, так пишут в справочниках.

 

АВТОВЕЛОКВАДРОТРИП ПО ГРУЗИИ И АРМЕНИИ:

  1. Подготовка к путешествию по Грузии и Армении
  2. 2100 километров до границы
  3. Верхний Ларс и Степанцминда
  4. Гудаури, Ананури и Жинвальское водохранилище
  5. Мцхета
  6. Тбилиси
  7. Алазанская долина и Сигнахи
  8. Давид-Гареджа
  9. Севан и Ереван
  10. Араратская равнина, Гарни и Гегард
  11. Бюракан и Вардзия
  12. Ахалцихе и перевал Годердзи
  13. Батуми и дорога домой
  14. Технический отчет о путешествии по Грузии и Армении

 

СЛУЧАЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПЕРВЫЕ 500 КМ

ПЕРВЫЕ 500 КМ

КАЙТИНГ НА ЭЛЬБРУСЕ?

КАЙТИНГ НА ЭЛЬБРУСЕ?

ГОТОВИМ ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ В САМОЛЕТЕ

ГОТОВИМ ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ В САМОЛЕТЕ

СЕВАН И ЕРЕВАН. АВТОВЕЛОКВАДРОТРИП ПО ГРУЗИИ И АРМЕНИИ

СЕВАН И ЕРЕВАН. АВТОВЕЛОКВАДРОТРИП ПО ГРУЗИИ И АРМЕНИИ

СПОНТАННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ : ЧЕМ РАЗБАВИТЬ ПЛЯЖНЫЙ ОТДЫХ?

СПОНТАННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ : ЧЕМ РАЗБАВИТЬ ПЛЯЖНЫЙ ОТДЫХ?

БирюковОлег.Ру © 2004-2017 | Копирование материалов с сайта ограничено.