ruarbezh-CNzh-TWenfrdehiiditjakkkoptestruk
  • БЛОГ
  • ВЕРХНИЙ ЛАРС И СТЕПАНЦМИНДА. АВТОВЕЛОКВАДРОТРИП ПО ГРУЗИИ И АРМЕНИИ.

путешествия, дикий туризм, самостоятельное путешествие, путешествие на автомобиле, Автовелоквадротрип по Грузии и Армении, Грузия, Степанцминда, Гергети, Казбеги, Верхний Ларс

ВЕРХНИЙ ЛАРС И СТЕПАНЦМИНДА. АВТОВЕЛОКВАДРОТРИП ПО ГРУЗИИ И АРМЕНИИ.

Проснувшись где-то на окраине Владикавказа в сыром и холодном помещении мы, нигде не задерживаясь, двинулись дальше в сторону переход Верхний Ларс, с надеждой по пути где-нибудь что-нибудь пожевать. Почему-то ничего съедобного на всём протяжении пути до границы нам не попадалось.

Кстати о месте, где мы решили переночевать, вернее нам пришлось переночевать: так как во Владикавказ мы приехали глубоко за полночь, нам не пришлось особо выбирать место нашей ночевки. Обзвонив несколько на тот момент работающих хостелов и гостиниц выбор пал на недорогой вариант на окраине города, в районе поста ДПС. Честно говоря, мы не особо заморочились выбором. После 1000 километров пути нам жутко хотелось спать, а утром, нам хотелось как можно раньше попасть на границу, так как по разной информации с утра на границе могли образовываться жуткие пробки на выезд из России. А нам совсем не хотелось попадать в эти жуткие пробки.

Буквально не доезжая ста метров до перехода Верхний Ларс, нам крупно повезло: в одном из павильонов, где продают страховки, оформляют декларации или сидят таможенные помогалы, была кафешка. С голодухи выпечка показалась самой вкусной, но уже сейчас я не могу и примерно вспомнить, чем нас там накормили.

 

ГРАНИЦА. КПП ВЕРХНИЙ ЛАРС.

Это мой первый опыт пересечения границы другого государства на автомобиле. Раньше я прилетал на самолетах, переходил пешком, использовал 3D-фотопанорамы чтобы побывать в другой стране, но на своей машине выехать за пределы родного государства – такой возможности мне доселе не представлялось.

Что из себя представляет переход Верхний Ларс вы, конечно же, могли тысячу раз вычитать в интернете на любом сайте о туризме и путешествиях. Но, сколько бы вы не читали эти статьи, вы никогда не сможете получить эти впечатления и опыт, пока не попробуете перейти границу сами. Честно признаюсь это очень крутое ощущение.

Сначала ты попадаешь на закрытую территорию, прилегающую к пограничному переходу. На въезде у тебя спрашивают паспорт, и на всякий случай интересуется, куда и с какой целью ты направляешься. Потом ты медленно подъезжаешь к второму пограничнику который оглядывает твой автомобиль и вежливо предлагает проехать к большому ангару. И вот тут начинается самое интересное: в этом ангаре происходит самое необычное действие с моим автомобилем за всю будущую поездку – полное сканирование машины на огромном рентгеновском аппарате. Да, вы не ослышались, в ангар заталкивают три машины и одновременно их сканируют, попутно задают вопросы, показывая на экране все потроха авто: «Олег Владимирович, а не везёшь ли ты чего-нибудь запрещённого в Грузию?».  Причём сканируют грузинские таможенники. Так как у нас в машине свободное место было только на заднем сиденье, а багажники были до отказа забиты вещами, некоторые белые точки на скане автомобиля, вызывали у таможенников вопросы. При ответе на вопросы я делал морду кирпичом и отвечал просто: не знаю, не видел, не помню, давайте откроем и посмотрим. Просто я с трудом себе представлял, чего же я там такого светящегося мог натолкать. Оказалось – это три баллона воды, которые мы захватили в дорогу на всякий случай.

Не найдя запрещённых предметов нас отправили на стандартный пункт досмотра и после стандартного открывания всех дверей включая пятую и багажника на крыше нас благополучно выпустили из страны, проставив в паспортах соответствующие штампы. Никакие дополнительные документы кроме загранпаспорта, водительского удостоверения и свидетельства о регистрации для выезда из России нам не понадобилось.

Выехав с территории контрольно-пропускного пункта, мы отправились в сторону грузинского КПП по извилистой и не лучшего качества дороге. Кстати, дорога проходила по берегам реки Терек между высоких скал, так что даже если захочется, затеряться в промежутке между странами вряд ли получится, тем более под пристальным надзором пограничной службы ФСБ.

Подъехав к грузинской стороне, проходишь примерно ту же процедуру, что и на российском КПП, только уже без сканирования и без пассажира. По грузинским правилам пассажир проходит границу отдельно от водителя. При этом вообще не допускается переход границы пешком: либо на автомобиле водителем/пассажиром, либо на велосипеде, а если у тебя нет автомобиля – просись к кому-нибудь в гости. Хотя это не очень удачная затея ввиду того, что переход границы на авто – штука серьезная, а сажать в свое авто незнакомца перед границей не каждый решится. Хотя скажу, что видел автобусы с российскими номерами, стоящие на грузинской стороне. Возможно как вариант, пешему страннику, для перехода границы можно воспользоваться их услугами. Я бы на месте туриста сделал именно так.

И вот, заветные штампы в паспортах уже стоят, и мы в Грузии. Гамарджоба!

 

ГРУЗИЯ. СТЕПАНЦМИНДА. КАЗБЕГИ.

Гамарджоба, Грузия! Мы приехали! Сегодня мы несказанно рады, что приехали сюда, но хорошо бы было где-нибудь вкусненько поесть, так как утренний российский пирожок уже успел перевариться, а новых грузинских пирожков я в себя еще не загрузил.

Первая пара километров по Грузии заставила меня поволноваться – дорога просто отсутствовала. Это удивительно, потому что в день здесь проезжает несколько сотен или тысяч автомобилей, по логике наоборот должны быть созданы условия для комфортного переезда КПП, но на практике дорога полное говно. Видимо это сделано с целью ограничения скорости входящего трафика на КПП, для того чтобы водители соблюдали скоростной режим, который на приграничных территориях равен примерно 10 км/ч. 

Отъехав от границы пейзаж резко меняется. Да, горы, конечно, остаются, но мне показалось, что они как-то отличаются от наших и тем более от тех, что видишь у Владикавказа, хотя до Владикавказа каких-то 20 км. И вот мы мчим по Военно-грузинской дороге и через несколько километров неожиданно попадаем в первую точку нашего маршрута - селение Степанцминда, или бывшее её название – Казбеги. Мы даже немного не ожидали, что так быстро сюда попадем, учитывая, что обе границы мы прошли от силы за 30-45 минут.

Основной силой, притягивающей туристов в Степанцминду (мне все-таки старое название больше нравится), является близость к горе Казбек, а также Троицкая церковь, расположившаяся в горах на высоте 2170 метров, над уровнем моря.

На Казбек сегодня вряд ли мы полезем, у нас нет ни снаряжения, ни опыта для восхождения. Впрочем, буквально за пару дней до нашего приезда, мой старый дружище Дамир попытался это сделать, но даже будучи опытным альпинистом, ему не удалось покорить вершину. Кстати высота горы Казбек равна 5033 метрам и это вторая вершина на  Кавказе после Эльбруса. Причём интересная особенность – Эльбрус находится на российской стороне, а Казбек соответственно на стороне Грузии, хотя тут можно и вступить в дискуссию, так как граница между государствами проходит по вершине.

Хорошенько пообедав и в первый раз отведав настоящей грузинской кухни, с набитыми до отвала животами, мы еле-еле вышли из кафе. Понятное дело, что с такими животами идти в гору нам совсем не хотелось, хотя сегодня нам нужно подняться к Троицкой церкви, чтобы насладиться ее великолепным видом на фоне гор.

 

ДОРОГА К ХРАМУ. 

До Троицкой церкви в Гергети (именно так она называется, а Гергети – это ближайшее к ней селение) можно добраться несколькими способами: пешком, арендовать на площади вездесущие Toyota Delica, либо на собственном авто. Первый вариант нам показался сложным, учитывая сытный обед. Всё-таки идти пешком более 5 км в гору – это  удовольствие для настоящих героев или спортсменов.

Аренда полноприводного микроавтобуса стоит примерно 60 лари – по нашему курсу около полутора тысяч рублей, но платить за поездку на гору на автомобиле имея собственный нам показалось дикостью и кощунством по отношению к собственному кошельку и неуважением к своим колесам. Поэтому вариант с Delica’ми мы тоже отвергли.

Выбор сделан: сытые и ленивые решаемся подняться по крутому серпантину на нашей новенькой Hyundai Creta, или Хёндэ Крета, Хундай Крэта, или просто на Хюндайке – так привычней. Учитывая, что само селение Степанцминда располагается на высоте 1740 метров, нам и нашему автомобилю предстоит одолеть не хилый перепад высоты, аж 430 метров, при длине пути в 5 километров. То есть на каждые 11 метров пути в среднем мы будем набирать один метр высоты.

Серьезность подъема не была для меня сюрпризом, так как еще дома я много думал и оценивал маршрут. По моим виртуальным расчётам, практически любой кроссовер в сухую погоду мог туда подняться, а сегодня как раз такая погода. К тому же, примерно две недели назад, сюда поднимались ребята их Москвы на полноприводном Renault Captur, и в разговоре с ними я не услышал что дорога непроходимая и ужасная. Да, дорога сложная, полный привод здесь проходит, попробовать стоит. Что ж, стало быть, нужно попробовать взять эту гору на Хундайке, хотя у нас нет полного привода. Зато есть некоторый опыт, желание, отвага и доля безрассудства.

У подножья горы дорога особо не отличается от стандартной сельской гравийки. Единственное отличие – очень узкие улицы, где двум машинам сложно разъехаться. Местные водители сказали, что я совсем не берегу автомобиль, если решил полезть туда, пожелали мне удачи и громко посмеялись вслед. Я, конечно же, был готов к тому, что многое, что пишут в сети либо сильно преувеличено, либо не имеет под собой никакого обоснования.

Вот и здесь основная часть пути пролегала по вполне проезжабельным местам, даже для моей полуприводной Креты. До финиша оставался всего один километр. За весь подъем реально сложными была всего пара участков: место на выезде из села, где лежали большие валуны, об которые можно было легко зацепиться дном и серпантин, где Delic’и нарыли глубокие продольные канавы.

Проехав не простой серпантин и не зацепив ни разу защитой о торчащие камни, мы выехали на длинную прямую гравийку, проехали через лес, где на опушке нам предстоял последний рывок – резкий подъем и выезд на плато. Этот подъем как раз таки и оказался роковым для Креты. На всём протяжении пути до этого нам попадались частые диагональные ямы, где автомобиль периодически вывешивался, но как-то выкарабкивался благодаря электронике. Тут мы уже  столкнулись с проблемой похуже – большим подъемом в гору, через камни. Соответственно вывесив левое переднее колесо и перегрузив остальные, машина была не способна двигаться в гору, так как оставшееся ведущее правое переднее колесо проскальзывало и не справлялось с работой. Варианты прохождения этой засады с электроникой, а также отключив ее не дали результата. Перевод коробки в ручной режим тоже не сильно помог, результат был один и тот же.

Я несколько раз попытался по-разному пройти это место, но у меня не получалось. Каждый раз вывешивалось одно из колёс и автомобиль замирал на месте. Нам явно не хватало полного привода либо лебедки. После очередной попытки мы решили прекратить подъем и запарковались на ближайшей полянке. Честно говоря, было жалко новую машину. Не для этого я ее покупал, и совсем не хочется начинать путешествия с изнасилования ее механизмов. Вряд ли мне ее наладят в Степанцминде, случись чего. Хотя чувство недоделанной работы не оставляет меня до сих пор. Видимо пешего похода до церкви нам не избежать.

Только сейчас формулируя данный отчет я подумал, что можно было договориться с Deliс’ами, дабы те, дернули нас через эту яму на галстуке, но эта мысль почему-то пришла уже дома. Кстати, фото ни капли не передают уклон и кажется, что дорога проста как два пальца, но это не так. Обратите внимание как отрабатывает яму подвеска Тойоты, у Креты с подвеской все хуже, да и колеса будут поменьше, да и клиренс на 7 сантиметров ниже.

Пока собирали вещи и настраивали фотоаппарат, мимо нас пролетело две несколько полноприводных внедорожников и один Nissan X-Trail. Глядя на X-Trail, и на то, как он проходит это место, я бы сказал, что без полного привода он бы также не проехал это место, так как проходил диагональ намного труднее, чем его японские собратья.

Ну не получилось, так не получилось. Да, у нас не будет с этого выезда красивых фотографий авто на фоне храма, зато будет куча других не менее красивых кадров. Последние пара сотен метров до плато полностью развеяли нам миф о якобы не проходимости или непроезжаемости данной дороги. Моё мнение, что любой компактный кроссовер с полным приводом в сухую погоду способен забраться на эту гору. Конечно, не маловажным фактором при подъеме будет прослойка между рулем и сиденьем. Но если вы сюда всё-таки заехали, будьте готовы к тому, что в случае если погода резко испортится, у вас могут быть проблемы с тем, как отсюда спускаться. Почва, судя по структуре, имеет способность раскисать в дождь и деградировать под колёсами, а внедорожники постоянно ей в этом помогают. А спуск может быть даже коварнее подъема.

 

ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ В ГЕРГЕТИ. 

Еще пара десятков метров и мы выходим на плато, где перед нами открылся шикарный вид.

Храм одиноко стоял на фоне снежных гор. И тут я подумал: вот хитрецы же эти монахи, взобравшиеся сюда когда-то, облюбовавшие эти места и построившие удивительный храм на горе с таким отличным видом на долину и главную достопримечательность грузинского Кавказа – гору Казбек.

До Казбека, кстати, тут рукой подать: по прямой всего девять километров.

Удивительное место, незабываемые ощущения от величия гор, сурово нависающих над тобой, вперемешку с чувством какой-то неуверенности, под порывами промозглого ветра, сносящего нас с ног. Ветер сегодня просто жуткий, ни о какой съемке с квадрокоптера не может быть и речи, если конечно тебе не хочется, чтобы он улетел куда-нибудь в Китай (режим Ready To China, RTC).

Внутрь церкви вход свободный и мы не могли не зайти, тем более грузины и русские православные и у нас по идее должно быть много похожего.

Если при входе в русскую церковь сразу замечаешь на сводах огромные росписи, то здесь стены представлены так,  как они есть, то есть просто каменные, без изображений.

В центре зала установлен огромный трон, повернутый к алтарю. Его предназначение я так и не выяснил, хотя забегая вперед скажу, что успел пообщаться с грузинскими священнослужителями, но на более возвышенные темы. На стенах наполнение практически такое же, как у нас – иконы, свечи и тому подобное. Как таковой службы в храме, в привычном для нас понимании, я не заметил.

Священник, конечно же, присутствует, но в момент нашего посещения он с кем-то долго разговаривал, видимо исполнял свою работу.

Вдоволь нафотографировавшись мы отправились вниз к нашему скучающему автомобилю и велосипедам. По пути встретили альпинистов из Польши, готовящихся к восхождению. 

Нет, конечно же, мы не планировали здесь кататься на велосипедах.

Хотя вниз по серпантину я бы махнул, но оставить Оксу одну за рулем на этой дороге я не могу.

Учитывая, что погода быстро менялась и было, откровенно говоря, некомфортно ночевать в палатках, мы исключили из программы трекинговые маршруты в этом районе.

Поэтому оставаться на ночёвку в Степанцминде не имело никакого смысла, и мы двинули дальше навстречу приключениям в сторону Крестового перевала.

 

АВТОВЕЛОКВАДРОТРИП ПО ГРУЗИИ И АРМЕНИИ:

  1. Подготовка к путешествию по Грузии и Армении
  2. 2100 километров до границы
  3. Верхний Ларс и Степанцминда
  4. Гудаури, Ананури и Жинвальское водохранилище
  5. Мцхета
  6. Тбилиси
  7. Алазанская долина и Сигнахи
  8. Давид-Гареджа
  9. Севан и Ереван
  10. Араратская равнина, Гарни и Гегард
  11. Бюракан и Вардзия
  12. Ахалцихе и перевал Годердзи
  13. Батуми и дорога домой
  14. Технический отчет о путешествии по Грузии и Армении

 

СЛУЧАЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

АЛКОВЕЛОПОХОД ПО ЮБК: СТРАНА КОЛЮЧЕК И ВИНА

АЛКОВЕЛОПОХОД ПО ЮБК: СТРАНА КОЛЮЧЕК И ВИНА

СПОНТАННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ : С МИРУ ПО НИТКЕ.

СПОНТАННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ : С МИРУ ПО НИТКЕ.

КИТАЙСКИЙ МЕГАТРИП. ЧАСТЬ - 4. ГОНКОНГ.

КИТАЙСКИЙ МЕГАТРИП. ЧАСТЬ - 4. ГОНКОНГ.

МЕГАТРИП ПО ИНДИИ. ЧАСТЬ 4. ПУТЕШЕСТВИЕ В ХАМПИ.

МЕГАТРИП ПО ИНДИИ. ЧАСТЬ 4. ПУТЕШЕСТВИЕ В ХАМПИ.

МЦХЕТА. АВТОВЕЛОКВАДРОТРИП ПО ГРУЗИИ И АРМЕНИИ

МЦХЕТА. АВТОВЕЛОКВАДРОТРИП ПО ГРУЗИИ И АРМЕНИИ

БирюковОлег.Ру © 2004-2017 | Копирование материалов с сайта ограничено.